Как объяснить повышенный риск суицида детей, родители которых покончили с собой?
Риск суицида у детей увеличивается после любой родительской утраты, но особенно высок после суицида родителя. Это позволяет выделить два типа механизмов передачи риска: общие (нарушение семейной структуры, сильное стрессовое событие) и специфические для суицида (наследственность, имитация поведения). Оба типа механизмов играют независимую, но взаимодополняющую роль, приводя к повышению риска после родительского суицида.
Основываясь на модели Гудмана и Готлиба, существуют несколько возможных путей передачи суицидального риска в семье:
- Наследственность (генетические факторы)
Исследования близнецов, приёмных детей и молекулярной генетики подтверждают частичный вклад генетики в передачу суицидального риска. Наследственность может проявляться через расстройства настроения у родителей или промежуточные фенотипы, такие как импульсивность, агрессия, нейротизм или нейрокогнитивные дефициты. Также наследуются дисфункции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, которые, в свою очередь, также связаны с риском суицида.
- Социально-экономические факторы
Дети, потерявшие родителя из-за суицида, чаще сталкиваются с социально-экономическими трудностями и стрессовой средой. Это воздействие может начинаться ещё во время беременности, нарушая развитие нейрорегуляторных механизмов, а затем продолжаться в детстве и подростковом возрасте. Пренебрежение в воспитании, жестокое обращение, семейные конфликты и нарушения структуры семьи могут способствовать формированию суицидального поведения.
Кроме того, поведение родителей, их стратегии совладания со стрессом и эмоциональные реакции могут передаваться детям. После суицида родителя ребёнок может столкнуться с дефицитом взаимодействия с переживающим горе оставшимся родителем. Это особенно критично в ранние периоды развития.
Имитация может играть важную роль в передаче суицидального риска в семье. Дети часто идентифицируют себя с родителями, перенимая их способы решения проблем, включая самоубийство как крайний метод выхода из сложных ситуаций. Желание понять причины и состояние умершего родителя также может подталкивать ребёнка к имитации суицидального поведения.
- Суицид родителя как стрессовое жизненное событие
Доказано, что неестественные причины смерти родителя повышают риск суицидального поведения у детей, причём суицид родителя имеет наибольший негативный эффект. Процесс горевания при суициде родителя осложняется стигматизацией. Ребёнок может испытывать стыд, вину, ответственность и чувство покинутости. В большинстве обществ суицид рассматривается как «смерть, нарушающая нормы морали», что создаёт дополнительное давление на переживающих утрату. Эти переживания особенно опасны в свете межличностной теории суицида, согласно которой сочетание ощущения ненужности и утраченной принадлежности к обществу увеличивает риск самоубийства.
Имеет значение возраст ребёнка на момент суицида родителя. Потеря в детстве или подростковом возрасте значительно увеличивает риск суицида. Это согласуется с гипотезой «чувствительного периода», согласно которой воздействие стресса в определённые периоды жизни имеет более значимый эффект на развитие заболеваний.
Кроме того, суицид матери оказывает более сильное влияние на риск суицидального поведения у детей, чем суицид отца. Это связано с тем, что мать часто является основным опекуном и источником эмоциональной поддержки для ребёнка. Утрата столь значимой фигуры может оказать глубокое воздействие на психическое здоровье ребёнка.
Полный текст материала доступен только для медицинских и фармацевтических работников.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.