Вернуться к материалам
Логопедические методы в комплексе мультидисциплинарной специализированной помощи после инсульта

Логопедические методы в комплексе мультидисциплинарной специализированной помощи после инсульта

Ранняя реабилитация

Распространенность расстройства глотания (дисфагии) после инсульта составляет от 20 до 64% [1], что делает его одним из наиболее частых постинсультных нарушений. Расстройство глотания угрожает развитием таких жизненно опасных осложнений, как аспирационная пневмония, истощение и дегидратация. Следует как можно раньше оценивать функцию глотания и при выявлении дисфагии учитывать этот симптом при кормлении пациента, проведении реабилитационных мероприятий и медикаментозного лечения [2, 3].

Наиболее часто дисфагия после инсульта встречается у пациентов со стволовой локализацией ишемического очага. В этом случае она развивается в результате инфаркта ядер языкоглоточного и блуждающего нервов, реже в сочетании с поражением ядра подъязычного нерва. Ишемическое повреждение указанных структур приводит к развитию вялого паралича в мышцах глотки, надгортанника, мягкого неба и языка. Дисфагия может также развиваться в результате центрального паралича указанных мышц в рамках псевдобульбарного синдрома при двустороннем поражении корково-ядерных путей у пожилых пациентов, у которых инсульт развивается на фоне длительно существующей хронической недостаточности мозгового кровообращения.

Система лечения пациентов с ишемическим инсультом в отделениях для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения (ОНМК) включает [4]:

  • активную фармакотерапию с целью оптимизации церебрального кровотока и нейронального метаболизма;
  • раннюю реабилитацию с участием логопеда, позволяющую избежать тяжелых последствий инсульта. Также логопедическая гимнастика позволяет достичь компенсации дисфагии.