Летом 2024 года Министерство здравоохранения Российской Федерации направило для использования в работе «Методические рекомендации для руководителей медицинских организаций первичной медико – санитарной помощи. Том III. Внешний вид сотрудников медицинской организации – медицинская одежда». В документе представлены требования к внешнему виду специалиста сферы здравоохранения. В дополнение к белому цвету халатов, разрешены брюки, юбки, рубашки и блузки следующих цветов: темно-голубой (цвет вечернего неба), светло-голубой, зеленый, салатовый, глубокий и насыщенный оттенок, напоминающий цвет вечернего неба, сиреневый, серый.
А что наука говорит о том, как различные цвета влияют на самочувствие пациентов?
Цвет оказывает влияние на когнитивные способности, эмоциональный фон, поведение человека [1]. Цвет изучают физики, физиологи, психологи. В древности цвет приравнивали к слову и использовали цвета - символы в различных обрядах. [2]. Сейчас цветовые тесты применяют для изучения эмоциональной сферы. Разработаны ассоциативные методики, варианты ранжирования цветов по степени их влияния на ощущение комфорта: приятные, неприятные цвета. Ученые отметили, что цвета с большЕй длиной волны (красный, желтый) провоцируют более высокие уровни психоэмоционального возбуждения, чем цвета с меньшей длиной волны (зеленый или синий) [1, 3-5]. Более того, зеленый и синий чаще описываются как «хорошие» и более приятные, чем красный и другие длинноволновые цвета, которые характеризуют как «сильные» и «активные». Цвет может нести определенное значение, передавать информацию и влиять на психологическое функционирование посредством усвоенных правил [6]. Некоторые цветовые ассоциации являются исключительно результатом обучения, но теоретики цвета подозревают, что многие причинно-следственные связи возникают из эволюционно укоренившихся предрасположенностей к цветовым стимулам [1]. Вероятно, что основные цвета вызывают ту или иную реакцию по умолчанию, если нет специфического контекста [1,7].
Цветовые ассоциации вызывают интерес ученых уже давно. Elliot A. J., Aarts H. предположили, что красный цвет, который человек видит до или во время двигательной реакции может усиливать скорость и силу реакции, фактор –провокатором такого поведения выступает страх [8]. Kuniecki M с соавторами [9] предположили, что красный цвет, по-видимому, направляет внимание, особенно в эмоционально окрашенных обстоятельствах. Экстраполируя эти результаты, можно предположить, что страх может опосредовать влияние красного цвета на восприятие боли.
Более того, и Moller A.C. его коллеги [10] показали, что люди склонны связывать красный цвет с негативными, опасными эмоциями, поскольку это цвет огня, крови, гнева, а иногда и ядовитых или опасных животных. Moseley G. L провел исследование [11], в котором оценил влияние цвета на ощущение боли. Он обнаружил, что участники эксперимента заявляли, что реакция на стимулы, провоцирующие боль была сильнее, если экспериментатор подавал сигнал красного цвета. Бесцветные сигналы дискомфорт не усиливали.
Российские исследователи Адашинская Г.А., Мейзеров Е.Е. и Ениколопов С.Н также провели эксперимент, направленный на изучение «цвета боли». На первом этапе пациентов с различными формами болевого синдрома разделили на группы по природе боли: нейрогенная (n=30), психогенная (n=18) и соматическая (n=34); в группу контроля (n=136) включили здоровых людей [2]. Для исследований был разработан вербально-цветовой метод оценки боли, основой которого стали созданный ранее «Модифицированный болевой тест», позволяющий провести оценку боли по пяти факторам – шкалам; метод шкалирования (визуально-цифровая шкала) и цветоассоциативный эксперимент по методу цветового выбора из восьми цветов теста Люшера [2].
Адашинская Г.А., Мейзеров Е.Е., Ениколопов С.Н. «Боль и цвет».
Полученные результаты показали, что существует сходство цветовых предпочтений в зависимости от интенсивности боли у пациентов с нейрогенным, соматогенным болевыми синдромами, у здоровых испытуемых. Участники этих групп сообщили, что
- «боль очень сильная», «невыносимая» ассоциировалась с чёрным цветом;
- «боль средней силы», «боль сильная» — с серым, красным, коричневым цветами;
- отсутствие боли («боли нет») — с жёлтым, зелёным цветами.
При этом у пациентов с психогенным болевым синдромом возникли ассоциативные цветовые «перевёртыши». Боль они «окрашивали» по-иному, чем участники других групп, а при отсутствии боли цвета совпадали [2].
Влияем цвета на восприятие боли заинтересовались и польские ученые Wiercioch-Kuzianik K, Bąbel P. Они пригласили 30 добровольцев, которые не имели противопоказаний к электрокожной стимуляции. Каждый участник получал 42 удара током одинаковой интенсивности. Использовалось шесть цветовых стимулов: красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый, розовый. В качестве контрольного стимула служил пустой черный слайд. Участники оценивали интенсивность боли в конце каждого эпизода воздействия тока с помощью 11-балльной шкалы: от 0 = отсутствие боли до 10 = максимально вообразимая боль. В конце эксперимента участников просили ответить на следующий вопрос: «Вы видели какую-либо связь между интенсивностью боли и цветом стимулов?» Если участники отвечали «да», их спрашивали: «Какова, по вашему мнению, связь между интенсивностью боли и цветом стимулов?» Оказалось, что, когда болевым стимулам предшествовали цвета, участники оценивали испытываемую боль как более сильную по сравнению с бесцветным состоянием, когда болевым стимулам предшествовал пустой слайд. Более того, было обнаружено, что красный цвет оказывает более сильное гипералгезическое действие, чем зеленый и синий. Для проверки результатов ученые провели повторный эксперимент (n=28), который подтвердил полученные данные.
Но если, цвет боли преимущественно красный, то какой цвет у оптимального обезболивающего лекарства?
Исследования цветов лекарств показали, что красные и желтые плацебо чаще классифицируются как стимулирующие, а синие плацебо — как успокаивающие [12-14].
Подробнее влияние цвета таблетки на пациента в 2022 году изучили Amawi R.M., Murdoch M.J. Они проанализировали соответствующую литературу и проверили ряд опросов [15], которые показали, что
- таблетки белого цвета были признаны самыми действенными для облегчения боли;
- таблетки синего и белого цвета заняли самые высокие места в категориях седативной и противотревожной эффективности. Синий цвет ассоциировался с седативными средствами, спокойствием, тишиной, водой и небом, а белый — со спокойствием, миром и нежностью;
- таблетки желтого и белого цвета получили наивысший рейтинг в категории антацидной эффективности.
Зеленый цвет не имел никаких сильных ассоциаций ни с одной из эффективностей, за исключением того, что он был оценен как наименее эффективный по сравнению со всеми другими цветами для облегчения боли [15].
Стоит отметить, что препараты для облегчения боли, для комплексной терапии болевого синдрома, в том числе и нейрогенной боли выпускаются в белом цвете.
Хронический болевой синдром может повлиять на предпочтение человека в выборе цветов одежды. Пациент, испытывающий боль, может прийти на прием в наряде черного, серого, красного цвета, желтый и зеленый цвета больной отвергает [2].
Пациенты с психогенным болевым синдромом отдадут предпочтение жёлтому, красному, фиолетовому цветам [2].
Ссылки:
1. Wiercioch-Kuzianik K, Bąbel P. Color Hurts. The Effect of Color on Pain Perception. Pain Med. 2019 Oct 1;20(10):1955-1962. doi: 10.1093/pm/pny285. PMID: 30649442.
2. Адашинская Г.А., Мейзеров Е.Е., Ениколопов С.Н. Боль и цвет. Психологический журнал. Т. 26, №3, 2005г, с.74-80.
3. Jacobs KW, Nordan FM. Classification of placebo drugs: effect of color. Percept Mot Skills. 1979 Oct;49(2):367-72. doi: 10.2466/pms.1979.49.2.367. PMID: 514753.
4. Walters J., Apter M. J., Svebak S. Color preference, arousal, and the theory of psychological reversals. Motivation and emotion. 1982; Т. 6: 193-215.
5. Wilson G. D. Arousal properties of red versus green. Perceptual and motor skills. 1966.
6. Elliot AJ, Maier MA, Moller AC, Friedman R, Meinhardt J. Color and psychological functioning: the effect of red on performance attainment. J Exp Psychol Gen. 2007 Feb;136(1):154-68. doi: 10.1037/0096-3445.136.1.154. PMID: 17324089.
7. Kay P., Maffi L. Color appearance and the emergence and evolution of basic color lexicons. American anthropologist. 1999; Т. 101, 4: 743-760.
8. Elliot A. J., Aarts H. Perception of the color red enhances the force and velocity of motor output. Emotion. – 2011;Т. 11, 2:445.
9. Kuniecki M., Pilarczyk J., Wichary S. The color red attracts attention in an emotional context. An ERP study. Frontiers in human neuroscience. 2015;Т.9: 212.
10. Moller AC, Elliot AJ, Maier MA. Basic hue-meaning associations. Emotion. 2009 Dec;9(6):898-902. doi: 10.1037/a0017811. PMID: 20001133.
11. Moseley G. L., Arntz A. The context of a noxious stimulus affects the pain it evokes. Pain®. 2007: Т. 133, 1-3: 64-71.
12. Jacobs KW, Nordan FM. Classification of placebo drugs: effect of color. Percept Mot Skills. 1979 Oct;49(2):367-72. doi: 10.2466/pms.1979.49.2.367. PMID: 514753.
13. Blackwell B, Bloomfield SS, Buncher CR. Demonstration to medical students of placebo responses and non-drug factors. Lancet. 1972 Jun 10;1(7763):1279-82. doi: 10.1016/s0140-6736(72)90996-8. PMID: 4113531.
14. de Craen AJ, Roos PJ, de Vries AL, Kleijnen J. Effect of colour of drugs: systematic review of perceived effect of drugs and of their effectiveness. BMJ. 1996 Dec 21-28;313(7072):1624-6. doi: 10.1136/bmj.313.7072.1624. PMID: 8991013; PMCID: PMC2359128.
15. Amawi RM, Murdoch MJ. Understanding Color Associations and Their Effects on Expectations of Drugs' Efficacies. Pharmacy (Basel). 2022 Jul 13;10(4):82. doi: 10.3390/pharmacy10040082. PMID: 35893720; PMCID: PMC9326722.
Боль – это сложный феномен, затрагивающий различные уровни психического отражения: перцептивный, эмоциональный; когнитивный, поведенческий. Многоуровневый процесс восприятия боли является включенным в контекст других психических образований и форм активности субъекта, что позволяет болевому ощущению в структуре внутренней картины болезни становится знаком, смыслом и приобретать свое субъективное существование в категориях любой сенсорной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.). Цвет же имеет определенный смысл для человека как биологический, так и социальный, а значение цвета остается достаточно стабильным, что позволяет рассматривать цвет, как носитель кода отношений субъекта к объекту.