Белый круг Онлайн-встреча
Вы узнаете о современных методах терапии в формате онлайн встречи с медицинским представителем Гедеон Рихтер. Необходима регистрация.

Шизофрения и тяжелая депрессия у пациентки старшего возраста

Шизофрения и тяжелая депрессия у пациентки старшего возраста

Картинка материала

Разбор клинического случая

Клинический случай представляют: 
Доровских Игорь Владимирович, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации и Павлова Татьяна Алексеевна, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, Клиника персональной медицины La Salute.

Пациентка: Г.П., 67 лет.

Обстоятельства госпитализации: госпитализация добровольная, доставлена дочерью в связи с «голосами в голове», эпизодическими суицидальными мыслями, страхом.

Настоящие жалобы: на «голоса в голове, которые ведут борьбу между собой», эпизодические суицидальные мысли помимо воли, страх, тревогу, снижение настроения, апатию.

Анамнез настоящего заболевания (со слов пациентки и её дочери)

Мать пациентки в пожилом возрасте страдала психическим расстройством, вероятно, деменцией. Пациентка родилась в полной семье, старшей из двух сестер. Беременность и роды у матери протекали без патологии. Росла и развивалась соответственно возрасту. По характеру сформировалась малообщительной, доброжелательной, впечатлительной. Окончила среднюю школу и медицинское училище. Работала медсестрой в детском санатории. Вышла замуж, в браке родила дочь. Супруг злоупотреблял алкоголем, вскоре расторгла брак с ним. 

Считает себя заболевшей с 1989 года, когда её дочь была госпитализирована по поводу тяжелой стадии анорексии в психиатрическую клинику. Тогда впервые «услышала голос врача в голове, что она скоро умрет». В последующем «голоса управляли, приказывали что-нибудь с собой сделать, убить себя», снизилось настроение, испытывала постоянное чувство страха, «чувство одержимости злыми силами». Совершила суицидальную попытку, выпив более 80 таблеток димедрола и бригадой скорой медицинской помощи доставлена в реанимационное отделение городской больницы г. Подольска, откуда переведена в Московскую областную психиатрическую больницу №17, где установлен диагноз: «Шизофрения параноидная, эпизодический тип течения». 

Получила 2 группу инвалидности по психическому заболеванию, наблюдалась в ПНД по месту жительства. Впоследствии неоднократно госпитализировалась в психиатрический стационар по поводу очередного обострения психического заболевания из-за низкой приверженности к лечению, так как всякий раз его самостоятельно отменяла. 

В 2010 году на фоне внутрисемейного имущественного конфликта возобновилась вышеописанная психотическая симптоматика, снизилось настроение, отмечалась постоянная тревожная ажитация, неусидчивость, страх, отсутствие сна и аппетита, «постоянно навязчиво спрашивала у близких, все ли будет хорошо?». Вновь госпитализировалась в МОПБ №17. Со слов дочери, за последующие 10 лет госпитализации в психиатрический стационар участились, несмотря на якобы постоянный прием антипсихотиков (галоперидол, трифтазин). 

Последняя госпитализация в ПБ в 2019 году, после выписки принимала клозапин 300 мг/сут. Однако до настоящего времени сохранялись «голоса в голове, которые вели борьбу между собой», «один голос говорил, что все будет хорошо, а другой приказывал убить себя». Беспокоили суицидальные мысли помимо воли, испытывала чувство «одержимости дьяволом». Казалось, что «мысли в голове чуждые», «кто-то управляет мною, сама себя боюсь». Испытывала постоянное чувство тревоги и страха, «в любую секунду могу что-то с собой сделать», «тревога за себя и за семью», «кажется, что нет будущего». В первой половине дня чувствовала себя значительно хуже, «голоса появлялись ранним утром, во время пробуждения, наплывали суицидальные мысли», к вечеру состояние несколько улучшалось, «голосов» не отмечала. Беспокоило снижение настроения, «отсутствие каких-либо чувств», «люди радуются или печалятся, а я ничего», «внутри пустота, будто нет внутренних органов, нет печени и селезенки». Дома апатична, залеживалась в постели, ничем не интересовалась. По настоянию дочери в феврале 2020 года обратилась в психиатрический центр военного госпиталя с целью обследования и лечения. Госпитализирована с согласия.

Это только часть статьи
Полный текст материала бесплатно доступен зарегистрированным пользователям — специалистам в области здравоохранения