Белый круг Онлайн-встреча
Вы узнаете о современных методах терапии в формате онлайн встречи с медицинским представителем Гедеон Рихтер. Необходима регистрация.

Разбор клинического случая: пациентка с биполярным аффективным расстройством и поисковым наркотизмом

Разбор клинического случая: пациентка с биполярным аффективным расстройством и поисковым наркотизмом

Картинка материала

О тактике лечения рассказывают Доровских Игорь Владимирович и Павлова Татьяна Алексеевна

Пациентка: М.Б., 25 лет.

Обстоятельства госпитализации: госпитализация добровольная, обратилась по настоянию отца, в связи со снижением настроения и предпринятой суицидальной попыткой.

Настоящие жалобы: на сниженное настроение, апатию, трудности в концентрации внимания, трудности засыпания.

Анамнез настоящего заболевания

Наследственность психопатологически не отягощена.

Родилась в г. Казани, в полной семье, старшей из двоих детей. Беременность у матери протекала без патологии, в родах – у плода внутричерепная гематома. Мать – педантичная, вспыльчивая, требовательная, отношения с ней носили сложный характер. Отец, напротив, «все позволял и постоянно баловал».

Росла и развивалась соответственно возрасту. Посещала детский сад. По характеру сформировалась малообщительной, вспыльчивой, тревожно-мнительной, впечатлительной, необязательной. В школу пошла в 7 лет, адаптировалась к коллективу сверстников с трудом, проявляла агрессию в отношении одноклассников, устраивала драки. В 8 лет упала с турника и получила перелом позвоночника, из-за чего 2 класс провела на домашнем обучении. В раннем пубертате, с 5 по 7 класс, была объектом травли одноклассников, так как не поддерживала их в пробах наркотиков. «Они считали, что она рассказала об этих пробах родителям и педагогам». По этой причине со второй половины 7-го класса перевелась в другую школу, где с одноклассниками общалась, однако друзей не обрела. Училась неплохо, но «могла прогуливать уроки, если не хотелось идти». С удовольствием занималась рисованием и фото.

В 15 лет (2010 год) появились ситуационные колебания настроения, преимущественно в виде его снижения после очередных ссор с матерью, которая «требовала порядка в доме и устраивала скандалы из-за бытовых вопросов», а также эпизодическая тревога, сопровождавшаяся учащенным сердцебиением, чувством «нехватки» воздуха, «ватностью ног», слабостью, головокружением, страхом падения в обморок. Быстро сформировались тревога ожидания очередного панического приступа и избегающее поведение. Ограничила поездки в транспорте, «везде возил отец». В течение года систематически принимала ксанакс, привезенный ей знакомыми из-за рубежа.

Успешно окончила школу и в 2012 году переехала в г. Москву, где со второй попытки поступила на бюджетное отделение ВГИК, операторское дело. Учеба нравилась, но также могла «пропускать занятия и оставлять дела на потом». Панических приступов не отмечала, спокойно пользовалась метрополитеном. Снимала квартиру вместе с однокурсницей, а на 2 курсе, в 20 лет (весна 2015 года), переехала от нее, проживала одна.

Познакомилась с молодым человеком, к которому «испытывала сильные чувства». Тогда впервые развился эпизод значительного подъема настроения, с «чувством эйфории», повышением активности, со «скачкой мыслей» и ускорением речи, «казалось, что всё может, обладает сверхспособностями». В этот период планировала множество дел, но не завершала их; легко раздражалась на окружающих, спала по 3 часа, повышалось либидо, в ночное время активно посещала клубы, где вступала в интимные отношения с незнакомыми молодыми людьми, изменяла своему молодому человеку.

Осенью «бойфренд стал пропадать, обещал и не приезжал к ней». В это время развился эпизод беспричинного значительного снижения настроения, отмечала двигательную заторможенность, апатию, «отсутствие эмоций», «тяжесть на душе», «путаницу» мыслей, трудности в концентрации внимания, эпизодические суицидальные мысли, испытывала трудности засыпания, снизился аппетит, похудела на 15 кг. Засыпала под утро, пропускала занятия в институте, «не видела смысла туда ходить», днем спала, залеживалась, не убиралась в квартире, покупала готовую еду. С целью облегчения душевного состояния наносила самопорезы на внутренней поверхности бедер. За психиатрической помощью не обращалась. Тогда же впервые попробовала наркотики: эпизодически курила марихуану в компании сверстников, однократно пробовала ЛСД, несколько раз – амфетамин. В наркотическом опьянении поднималось настроение, становилась более общительной и раскрепощенной. Формирование зависимости, абстинентные явления отрицает.

Постепенно депрессивное состояние выровнялось самостоятельно. В дальнейшем отмечала повторение аналогичных маниакальных эпизодов длительностью до месяца и депрессивных эпизодов длительностью до полугода.

Осенью 2017 года во время поездки в г. Казань впервые обратилась к психиатру амбулаторно по поводу очередного депрессивного эпизода. Со слов пациентки, диагностировано «Биполярное аффективное расстройство», принимала альпразолам, вальдоксан, финлепсин, но вскоре прекратила прием препаратов.

Зимой 2020 г. во время очередного депрессивного эпизода не посещала учебу, вновь обратилась к психиатру, принимала зипрексу 10 мг, прозак 20 мг. Состояние улучшилось, однако пациентка вскоре прекратила терапию. Весной развился очередной эпизод подъема настроения, продлившийся несколько недель.

В конце июля 2020 г. произошла инверсия фазы: вновь снизилось настроение, появились апатия, ангедония, суицидальные мысли.
Это только часть статьи
Полный текст материала бесплатно доступен зарегистрированным пользователям — специалистам в области здравоохранения